Камень и бронза — синонимы вечности

Утверждение, что рукописи не горят — не такое уж и бесспорное. Немало литературных памятников различных эпох и народов, упоминания о которых дошли до нас, безвозвратно утеряны. А вот со скульптурными произведениями время обходится не столь сурово. Сохранились, например, наскальные изображения, которым уже несколько десятков тысяч лет! Многими тысячелетиями исчисляется и возраст древнейших скульптурных изображений. Одно из объяснений этому — выбор скульптурных материалов, практически неподвластных времени. Речь идёт, в первую очередь о таких материалах, использующихся при создании скульптурных шедевров как керамика и камень, к которым несколько позже добавилась и бронза.
Уже первые из известных нам глиняных и каменных скульптурок свидетельствуют о том, что их, оставшихся безымянными, авторы понимали основные принципы скульптуры, где выразительным средством являются пластические формы, воплощённые в том или ином скульптурном материале. Обычную скульптуру (её принято называть «круглой»), в отличие от плоского изображения или барельефа, можно рассматривать со всех сторон, и зрительское восприятие всякий раз будет иным.
Однако, создание объёмной скульптуры, имеющей ряд несомненных художественных преимуществ перед плоскостным изображением, связано со специфическими сложностями. В отличие от художника, который выстраивает одну единственную композицию на живописной картине или рисунке, скульптору приходится находить композиционное решение своей будущей скульптуры для каждого из возможных зрительских ракурсов. И здесь даже у опытного скульптора бывают, порой, серьёзные просчёты — определённый угол зрения вдруг может представить его скульптурное произведение не вполне эстетичным, а то и просто нелепым…
Само по себе искусство выявления пластической формы в том или ином скульптурном материале проходило долгий и сложный путь развития. Показательно, что древнейшие скульптурные произведения концептуально ещё не вполне отошли от изображений плоскостных (работы древнегреческих мастеров периода Архаики либо хорошо нам известные скифские или половецкие «бабы»). Но уже период Высокой Классики в греческом искусстве, оставил человечеству непревзойдённые образцы, как величественной архитектуры, так и совершенных скульптурных работ.
Дошедшие до нас мраморные, реже — бронзовые, греческие скульптуры (преимущественно, в римских копиях) не только безупречны по технике исполнения, но и демонстрируют блестящее решение многих художественных проблем. Так, чтобы преодолеть статичность скульптурного изображения, мастер «заставлял» фигуру замереть в тот момент, когда завершалась одна и начиналась следующая фаза её движения…
К сожалению, нам известны по именам очень немногие великие мастера-скульпторы древности, но без их поистине бесценного творческого наследия не было бы современной скульптуры.