История города, написанная языком скульптуры

Зададимся тривиальным вопросом — нужна ли скульптура (во всём её жанровом многообразии) современному городу? Ответ очень прост — и жителям, и гостям города скульптура просто необходима! Давайте вспомним свои впечатления от поездок в далёкие (и не очень) города и страны. Почти всегда самые яркие воспоминания связаны со скульптурными изображениями: это величественные памятники на центральных улицах и площадях городов и настраивающие на лирический лад парковые скульптуры... Бывает и так, что некоторые из них находятся в некотором противоречии с окружающей их архитектурной, ландшафтной средой, но и в этом случае они надолго остаются в нашей памяти.
И совсем не удивительно, что именно скульптура становится, как правило, своего рода визитной карточкой города. Копенгаген трудно представить без знаменитой Русалочки, Санкт-Петербург — без памятника Петру Первому (Медный Всадник), а Харьков в сознании миллионов людей ассоциируется с замечательным памятником Великому Кобзарю.
В большинстве европейских городов с давней и славной историей множество разных, как по своим масштабам, так и по своему художественному назначению скульптурных изображений создают некую единую эстетическую среду. В число таких городов, безусловно, входит и Харьков. И если лет двадцать назад с подобным утверждением согласились бы далеко не все, то теперь оно ничьих возражений не вызовет. За эти двадцать лет в городе появились талантливо выполненные скульптурные работы, прекрасно сочетающиеся с их архитектурным окружением и достойно продолжающие харьковскую скульптурную традицию, для которой характерно парадоксальное соединение монументальности с камерностью…
Сколько же и каких именно скульптурных работ должно быть на улицах и площадях, в парках и скверах современного города? Зависит ли это от площади или от числа жителей? Ответ, наверное, совсем в другом: характер «скульптурной среды» каждого города определяется его историей, культурными традициями и, в конечном счёте, — самими горожанами. Харьков в этом отношении совсем не исключение. Долгое время количество городских памятных скульптур было совсем невелико, но зато как удачно они подчёркивали его особый статус — города университетского, где живут, преимущественно, образованные (или мечтающие ими стать) люди!
Удивительно естественно «вписались» когда-то в городскую среду памятник основателю Харьковского университета Василию Каразину, скромные бюсты Александру Пушкину и Николаю Гоголю, а несколькими десятилетиями спустя — величественный многофигурный скульптурный монумент, посвящённый Великому Кобзарю. Впрочем, эти скульптуры не просто входили в эту среду, они её формировали! Иными словами, в городе совсем не обязательно должно быть множество памятных скульптур: достаточно и немногих, но раскрывающих (через конкретные образы) глубинную сущность города, ментальность его жителей.