Скульптор

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются из пластических или твердых материалов (глины, камня, металла, дерева, воска, кости и др.) и имеют объёмную форму. Скульптура обычно изображает людей, животных или иные объекты природы. Художника, работающего в этой области искусства, и называют скульптором или ваятелем. Главной его задачей является изображение человека, животного в реальном или идеализированном мире.

Скульптор – это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Скульптор
Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.
Сократ

Скульптор (от лат. sculpo вырезаю, высекаю) – это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Профессия скульптора является одной из самых интересных и древних. Первые ее проявления относятся еще к доисторическим временам. История искусства скульптуры и ваяния начинается примерно за тридцать веков до н.э., со старейшего культурного народа древнего мира, египтян.

Создание скульптуры – долгий и кропотливый процесс. Сначала скульптор получает заказ или сам выдумывает будущее произведение. Далее мастер проводит подготовительные работы (собирает необходимый материал по исторической личности или событию, решает в какой форме будет выполнена скульптура, из каких материалов и в какой технике). Следующий этап работы – создание эскиза из пластичного материала. После окончания необходимых приготовлений, мастер приступает к изготовлению самой авторской скульптуры из конечных материалов. Эти творческие люди могут быть “свободными художниками”, не приписанными к какой-либо организации, и творить в собственной студии. Либо работать в скульптурных мастерских, в организациях, занимающихся ритуальными услугами и пр. Большинство – выполняют конкретные заказы от клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты). Редкие мастера могут позволить себе работать для себя.

Скульпторы работают с различными материалами и в различных техниках.
Например, можно вылепить фигуру из пластилина, а затем с ее помощью изготовить форму для отливки этой фигуры из металла. Можно создавать скульптуры из глины, гипса, высекать их из камня, из дерева и даже изо льда. Скульптор может применять чеканку, сварку, литье. А помимо традиционных материалов использовать достижения современных технологий (например, полимеры), старые, отработавшие свое механизмы и пр. Все зависит от творческих задач.

Скульптура бывает круглой, т.е. обозримой со всех сторон, и рельефной, т.е. расположенной на плоскости и видимой лишь с одной стороны.
По назначению скульптуры можно разделить на несколько видов: монументальная скульптура, монументально-декоративная (парковая скульптура, фонтаны, урны и т.д.), станковая (предназначается для выставок, музейных экспозиций и домашнего интерьер) и мелкая пластика (статуэтки, модели, медали и пр.).

Жанры, в которых работает скульптор, также разнообразны: это портреты людей, изображения бытовых, исторических сюжетов, животных. Реже встречаются скульптурные фрагменты ландшафтов, натюрморты.


Скульптурный феномен Харькова

Думаю, что человек, который не был в нашем городе последние два десятилетия, увидев множество возведенных памятных скульптур, испытает совершенно необыкновенное чувство, вновь пройдя знакомыми улицами. Память всякий раз будет подсказывать ему какие-то навсегда запечатлевшиеся подобности, но скульптурная действительность, скорее всего, предстанет несколько иной. Возможно, увиденные в городе скульптуры нового поколения обрадуют, озадачат или удивят его, но только не разочаруют, поскольку двух десятилетий Харькову оказалось достаточно, чтобы, благодаря скульптуре, избавиться (теперь уже — навсегда!) от последних признаков глубоко когда-то укоренившегося провинциализма.

Ведь город, подобно провинциалу-человеку, долгое время стремился выглядеть строгим и серьёзным, не позволяя себе открыто улыбаться, весело шутить, тем более — над самим собой. И вдруг на харьковских улицах (порой, прямо на тротуарах) стали появляться бронзовые скульптуры, персонажи, как будто сошедшие со страниц всеми любимой книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Герои, которых даже при большом желании трудно назвать положительными, но, всё равно, очень обаятельные и готовые, как казалось, запросто протянуть нам руку, перемолвиться несколькими фразами…

Примерно в эти же годы в Харькове один за другим открывались и вполне «серьёзные» памятные скульптуры, в основном, — людям, прославившим родной город, Украину: Григорию Сковороде, Илье Мечникову, Алексею Бекетову… Объединяет большинство этих памятников с уже упомянутыми «тротуарными» скульптурами полное отсутствие изрядно всем надоевшей парадности — их даже не поместили на высокие пьедесталы, заставляющие зрителя смотреть на бронзовую или каменную скульптуру не иначе, как снизу вверх. Пришло, наконец, понимание того, что усилия скульптора должны быть направлены на то, чтобы приблизить, а не отдалить от зрителя воплощенного в скульптуре героя. По-своему трактует эту мысль замечательная украинская поэтесса Лина Костенко в одном из стихотворений, где речь идёт именно о Григории Сковороде:

…Он бачиш, хто сидить в тому саду?

Невже я з ним розмову заведу?..

...От ми йдемо. Йдемо удвох із ним.

Шепоче ліс: — Жива із кам’яним!

— Диви, дива! — Дивується трава. —

Він кам’яний, а з ним іде жива!

І тільки люди зморщили чоло:

— Не може бути, щоб таке було.

Та їх давно вже хтось би зупинив!

…Тим часом ми проходим серед нив.

Ніхто не сміє зупинити нас.

…Тим часом ми проходимо крізь час.

Він твердо ставить кам’яну стопу.

Йдемо крізь ніч, крізь бурю у степу.

Крізь дощ і сніг, дебати і дебюти.

Ми є тому, що нас не може бути.

Но не только скульптуры, выполненные в реалистической манере, украшают современный Харьков. Всё чаще встречаются такие скульптуры, где скульптор говорит со зрителем языком метафор — легко раскрывающихся, однако, ёмких и глубоких по смыслу. Нечто подобное мы теперь можем увидеть и в городах, которые принято считать мировыми культурными центрами, что ещё раз подтверждает: Харьков — это Европа!


Скульптуры волшебство…

Мы никогда не узнаем, кто именно много тысяч лет назад впервые слепил из размятой в руках глины скульптурку человека. Возможно даже, не человека, а зверя или птицы. Это был момент рождения удивительного искусства — скульптуры. Шло время, и от скульптора уже требовалось быть не только одарённым художником, но и учёным, инженером, знающим «секреты» анатомии и физики, математики и химии, прекрасно разбирающимся в свойствах множества природных и искусственных материалов, владеющим технологией их обработки… А ещё — ему следовало быть (хоть немного!) волшебником.

При этом основная задача искусства скульптуры оставалась неизменной: отражать мир (художественно переосмысливая его) в пластических формах. Однако, каждой национальной культуре присуще своё, особое миропонимание. Поэтому, благодаря своеобразной «скульптурной летописи», сумевшей передать неповторимый дух навсегда ушедших эпох и культур, во многом сформировался современный взгляд на историю человечества в целом.
Жанровое многообразие скульптуры поистине неисчерпаемо. Именно оно, в сочетании с применением множества (как традиционных, так и новых) материалов и техник исполнения, открывает уникальные перспективы для воплощения в жизнь талантливым скульптором своих творческих замыслов.
А какое отношение, спросите вы, к этой замечательной разновидности изобразительного искусства - скульптуре имеет каждый из нас, кроме, естественно, роли благодарного зрителя? Оказывается, приобрести оригинальную (авторскую) садовую скульптуру или изысканную миниатюру, которая отлично «впишется» в интерьер вашего жилища, вполне возможно практически для каждого. Важно и то, что современные мастера не рассматривают такие скульптуры, как нечто вторичное в своём творчестве, а видят в них ещё одну возможность для самовыражения.


Камень и бронза — синонимы вечности

Утверждение, что рукописи не горят — не такое уж и бесспорное. Немало литературных памятников различных эпох и народов, упоминания о которых дошли до нас, безвозвратно утеряны. А вот со скульптурными произведениями время обходится не столь сурово. Сохранились, например, наскальные изображения, которым уже несколько десятков тысяч лет! Многими тысячелетиями исчисляется и возраст древнейших скульптурных изображений. Одно из объяснений этому — выбор скульптурных материалов, практически неподвластных времени. Речь идёт, в первую очередь о таких материалах, использующихся при создании скульптурных шедевров как керамика и камень, к которым несколько позже добавилась и бронза.

Уже первые из известных нам глиняных и каменных скульптурок свидетельствуют о том, что их, оставшихся безымянными, авторы понимали основные принципы скульптуры, где выразительным средством являются пластические формы, воплощённые в том или ином скульптурном материале. Обычную скульптуру (её принято называть «круглой»), в отличие от плоского изображения или барельефа, можно рассматривать со всех сторон, и зрительское восприятие всякий раз будет иным.
Однако, создание объёмной скульптуры, имеющей ряд несомненных художественных преимуществ перед плоскостным изображением, связано со специфическими сложностями. В отличие от художника, который выстраивает одну единственную композицию на живописной картине или рисунке, скульптору приходится находить композиционное решение своей будущей скульптуры для каждого из возможных зрительских ракурсов. И здесь даже у опытного скульптора бывают, порой, серьёзные просчёты — определённый угол зрения вдруг может представить его скульптурное произведение не вполне эстетичным, а то и просто нелепым…
Само по себе искусство выявления пластической формы в том или ином скульптурном материале проходило долгий и сложный путь развития. Показательно, что древнейшие скульптурные произведения концептуально ещё не вполне отошли от изображений плоскостных (работы древнегреческих мастеров периода Архаики либо хорошо нам известные скифские или половецкие «бабы»). Но уже период Высокой Классики в греческом искусстве, оставил человечеству непревзойдённые образцы, как величественной архитектуры, так и совершенных скульптурных работ.
Дошедшие до нас мраморные, реже — бронзовые, греческие скульптуры (преимущественно, в римских копиях) не только безупречны по технике исполнения, но и демонстрируют блестящее решение многих художественных проблем. Так, чтобы преодолеть статичность скульптурного изображения, мастер «заставлял» фигуру замереть в тот момент, когда завершалась одна и начиналась следующая фаза её движения…
К сожалению, нам известны по именам очень немногие великие мастера-скульпторы древности, но без их поистине бесценного творческого наследия не было бы современной скульптуры.


Скульптура в Украине — больше, чем искусство!

Первые (подтверждённые артефактами) примеры создания скульптурных изображений на территории современной Украины относятся к периоду так называемой Трипольской культуры. Многочисленные керамические изделия той эпохи (VI–III тысячелетия до н.э.) — посуда и другие бытовые, а также культовые предметы — выполнены с художественным вкусом, которому мог бы позавидовать и современный скульптор.

Историки убедительно доказали, что древние умельцы ещё не пользовались гончарным кругом, однако форма изготовленных ими глиняных сосудов практически безупречна. Не удивительно, что обладая такой совершенной техникой скульптурной лепки, они, кроме украшенной орнаментом посуды, изготавливали, в частности, изысканные культовые скульптурки. Трудно было бы подтвердить или опровергнуть существование преемственности Трипольской и последующих исторических культур на нашей земле, но многие элементы трипольского искусства (особенно — самобытные орнаменты) до сегодняшнего дня характерны для украинского народного искусства.
А уже к средине первого тысячелетия до н.э. на территории современной Украины начинают распространяться и активно взаимодействовать между собой культура скифская и культура греческих поселенцев. Результатом такого взаимодействия и взаимного обогащения стал удивительный расцвет искусства - скульптуры. Яркое представление о разных его периодах дают известные во всём мире скифские золотые изделия и многочисленные находки в греческом (но глубоко интегрированном в скифское этнокультурное окружение!) Херсонесе.
В эпоху принятия христианства на наших землях утверждалось сакральное по своей сути изобразительное искусство. Решающим фактором при этом стало влияние Византии, культура которой вобрала бесценное художественное наследие Античности. Скульптура была для византийской традиции не столько самостоятельным искусством, сколько дополнением к церковной архитектуре. Творческую свободу художника ограничивали многочисленные каноны, но и в этих жёстких пределах талантливые мастера создавали настоящие шедевры — например, украшенные резными барельефами и росписью иконостасы…
Новое время принесло совершенно немыслимое прежде разнообразие художественных стилей и направлений, что и определяет самобытность нынешнего «скульптурного пространства» Украины, в которое входят такие далёкие друг от друга в стилевом отношении работы, как, например, памятник Артёму под Славяногорском и харьковский памятник Тарасу Шевченко.
В формировании эстетической среды современных украинских городов немалое (иногда, решающее!) слово принадлежит именно скульптуре — различных видов, стилей, направлений: от величественных монументов до изысканных садово-парковых скульптур. А чтобы убедиться в этом, достаточно не торопясь пройти улицами, площадями и скверами своего родного города, наполненного многообразными скульптурными произведениями — Киева, Львова, Харькова…


История города, написанная языком скульптуры

Зададимся тривиальным вопросом — нужна ли скульптура (во всём её жанровом многообразии) современному городу? Ответ очень прост — и жителям, и гостям города скульптура просто необходима! Давайте вспомним свои впечатления от поездок в далёкие (и не очень) города и страны. Почти всегда самые яркие воспоминания связаны со скульптурными изображениями: это величественные памятники на центральных улицах и площадях городов и настраивающие на лирический лад парковые скульптуры... Бывает и так, что некоторые из них находятся в некотором противоречии с окружающей их архитектурной, ландшафтной средой, но и в этом случае они надолго остаются в нашей памяти.

И совсем не удивительно, что именно скульптура становится, как правило, своего рода визитной карточкой города. Копенгаген трудно представить без знаменитой Русалочки, Санкт-Петербург — без памятника Петру Первому (Медный Всадник), а Харьков в сознании миллионов людей ассоциируется с замечательным памятником Великому Кобзарю.
В большинстве европейских городов с давней и славной историей множество разных, как по своим масштабам, так и по своему художественному назначению скульптурных изображений создают некую единую эстетическую среду. В число таких городов, безусловно, входит и Харьков. И если лет двадцать назад с подобным утверждением согласились бы далеко не все, то теперь оно ничьих возражений не вызовет. За эти двадцать лет в городе появились талантливо выполненные скульптурные работы, прекрасно сочетающиеся с их архитектурным окружением и достойно продолжающие харьковскую скульптурную традицию, для которой характерно парадоксальное соединение монументальности с камерностью…
Сколько же и каких именно скульптурных работ должно быть на улицах и площадях, в парках и скверах современного города? Зависит ли это от площади или от числа жителей? Ответ, наверное, совсем в другом: характер «скульптурной среды» каждого города определяется его историей, культурными традициями и, в конечном счёте, — самими горожанами. Харьков в этом отношении совсем не исключение. Долгое время количество городских памятных скульптур было совсем невелико, но зато как удачно они подчёркивали его особый статус — города университетского, где живут, преимущественно, образованные (или мечтающие ими стать) люди!
Удивительно естественно «вписались» когда-то в городскую среду памятник основателю Харьковского университета Василию Каразину, скромные бюсты Александру Пушкину и Николаю Гоголю, а несколькими десятилетиями спустя — величественный многофигурный скульптурный монумент, посвящённый Великому Кобзарю. Впрочем, эти скульптуры не просто входили в эту среду, они её формировали! Иными словами, в городе совсем не обязательно должно быть множество памятных скульптур: достаточно и немногих, но раскрывающих (через конкретные образы) глубинную сущность города, ментальность его жителей.


Вершина мастерства — художественное литьё

Первыми скульптурными материалами, из которых ещё в глубокой древности люди начали создавать объёмные изображения, были не металлы, а камень и керамика. Это вполне объяснимо: для первых «скульпторов» не составляло особого труда найти глину либо легко поддающийся обработке камень — они были почти повсюду…

Проходили столетия, сменялись исторические эпохи, и человечество подошло к величайшему в истории мировой цивилизации открытию — освоило процессы получения и обработки металлов. Сначала это была медь, изделиям из которой можно было довольно легко придать необходимую форму. Но медь, к сожалению, — довольно мягкий и быстро окисляющийся металл. Следующей стала бронза: сплав меди с оловом с добавлением в небольших количествах некоторых других металлов. Бронза оказалась намного прочнее меди, к тому же, чрезвычайно устойчивой к воздействию влаги и других неблагоприятных природных факторов.
Из бронзы изготавливали не только посуду и оружие, но и скульптуры. Заливая расплавленную бронзу в заранее приготовленную форму, можно было получить объёмное изображение, точно повторяющее эту форму. Достаточно прочный и абсолютно не хрупкий (в отличие от камня) металл давал скульптору возможность успешно решать намного более сложные творческие задачи, чем при работе с камнем. От Античности до эпохи Возрождения и Нового времени бронзовая скульптура (во множестве разновидностей — от величественных монументов до мелкой пластики) неизменно привлекала внимание талантливых скульпторов.
Именно бронза позволяла создавать сложнейшие скульптурные композиции с точной передачей, когда это требовалось, самых мелких деталей. Естественно, что постепенно совершенствовалась и техника художественного литья, чему способствовало (особенно, в последнее время) смелое обращение к достижениям промышленного производства. Литьё под давлением — показательный пример такого рода. А наряду с традиционной бронзой стали использовать чугун, а затем и алюминиевые сплавы…
Где же можно увидеть разнообразное художественное литьё — мастеров прошлых эпох и произведения современных скульпторов, работы, впечатляющие своими размерами, и совсем миниатюрные шедевры? Кроме городских улиц и площадей, музеев и художественных галерей, которых в Украине становится с каждым годом всё больше — в мастерских самих создателей скульптурных шедевров. А немало наших сограждан успели стать счастливыми обладателями таких скульптурных произведений. Но это — уже совсем иная тема…